Нормативно-правовая база профилактики негативных явлений в детско-подростковой и молодежной среде (документы федерального и регионального уровней)
Нормативно-правовая база профилактики негативных явлений в детско-подростковой и молодежной среде
На федеральном уровне
Конституция Российской Федерации
Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года)
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон РФ от 26 сентября 1997 г. № 125- ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Федеральный закон от 24 июня 1999 г .№ 120 — ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. №1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации № 690 от 9 июня 2010 года)
Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р.
Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде (письмо Минобрнауки России от 6 октября 2005 г. № АС-1270/06)
Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде (утв. приказом Министерства образования РФ № 619 от 28.02.2000 г.)
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.). утверждена в 2009 г.
Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (письмо Минобрнауки России от 05.09.2011 г. №МД-1197/06)
Концепция дополнительного образования детей в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р
Концепция государственной семейной политики до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Минобрнауки России № 658 от 16 июня 2014 г. «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»
Рекомендации по совершенствования «уклада школьной жизни» в условиях обновления структуры и содержания общего образования (письмо Министерства образования РФ от 17 сентября 2001 г. № 22-06-1222)
Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений (письмо Минобрнауки России от 14 мая 2004 г. №14-51-131)
Совместные рекомендации Минобрнауки РФ, МВД РФ, ФСКН РФ по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению в ОУ правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (письмо Минобрнауки РФ, МВД РФ, ФСКН РФ от 21.09.2005 г. № ВФ – 1376/06)
Совместные рекомендации МВД России и Минобрнауки России «О взаимодействии органов управления образованием, образовательных учреждений и органов внутренних дел в организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних» (письмо Минобрнауки России от 7.02.2008 г. №06-348)
Методические рекомендации Минобрнауки России «Об организации в субъектах РФ работы по профилактике жестокого обращения с детьми» (письмо Минобрнауки России от 10.03.2009 г. №06-224)
Методические рекомендации ГИБДД РФ и Минобрнауки России о взаимодействии по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма от 16 марта 2009 г. № ИК-174/06
Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
Методические рекомендации по организации системы профилактики жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавщим от жестокого обращения (разработаны Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2011 году)
Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утверждены Президентом РФ 28 апреля 2011 г. №Пр-1168)
Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях, разработанные ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи» (письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 №07-149, письмо министерства образования областиот 29.01.2016 №01-23/439)
Методические рекомендациии о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы (Письмо Минобрнауки России от 01.12.2015 N ВК-2969/07 «О направлении методических рекомендаций»
Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях, разработанные ФГБУ «Федеральный институт медиации» и Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации (письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 №07-4317, письмо министерства образования области от 01.02.2016 №01-23/472)
Методический комплекс для выделения вероятностных предикторов возможного вовлечения обучающихся в потребление наркотиков, разработанный научным коллективом психологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова (письмо Минобрнауки России от 22.12.2015 №07-4351, письмо министерства образования области от 03.02.2016 № 01-23/518).
Методические рекомендации по педагогическому, психологическому и родительскому попечению и сопровождению групп риска вовлечения обучающихся в потребление наркотических средств и психотропных веществ, подготовленные по заказу Минобрнауки России научным коллективом психологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова(письмо Минобрнауки России от 09.02.2016 №07-505, письмо министерства образования области от 03.03.2016 № 01-23/1116).
Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением, разработанные Минобрнауки России (информационное письмо Минобрнауки России от 28.04.2016 №АК-923/07, письмо министерства образования области от 21.06.2016 № 01-23/3439).
Тематические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков (сценарий Всероссийского родительского собрания и педагогического совета «Профилактика Интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков» и дополнительные материалы для педагогов) (информационное письмо Минобрнауки России от 31.03.2017 №ВК-1065/07, письмо министерства образования области от 19.04.2017 № 01-23/2404).
Методические рекомендации по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью (информационное письмо Минобрнауки России от 19.05.2017 №07-2617, инф.письмо министерства образования области от 29.05.2017 № 01-23/3180).
Методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей (информационное письмо Минобрнауки России от 3.10.2017 №09-1995, письмо министерства образования области от 13.11.2017 № 01-23/10233).
Методические рекомендации о механизмах привлечения организаций дополнительного образования детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних (письмо Минобрнауки России от 3 апреля 2017 г. N ВК-1068/09)
Информационно-методические материалы по реализации модели взаимодействия общеобразовательных организаций с родителями (законными представителями) несовершеннолетних в части асоциального поведения обучающихся, разработанные ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» (инф.письмо Минобрнауки России от 26.06.2018 №07-3760)
Методические рекомендации по реализации программ родительского просвещения, в том числе программ для родителей, воспитывающих родных детей, лиц, принявших детей на воспитание в семью (при различных формах устройства детей), а также родителей, лишенных родительских прав (ограниченных в родительских правах) и желающих восстановиться в родительских правах (информационное письмо Минпросвещения России от 29.11.2019 №ТС-3075/07)
Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности (размещены на сайте Министерства просвещения Российской Федерации https://docs.edu.gov.ru/document/f38f8f40f838dabecfd349061847a7c2/download/2818/)
Методические рекомендации по развитию деятельности педагогических сообществ по актуальным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, разработанных ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» (письмо Минпросвещения России от 31.03.2020 №07-2477)
Методические рекомендации по использованию результатов единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической работы с обучающимися образовательной организации (письмо Минпросвещения России от 13.02.2020 №07-1468).
2020 год
Положение «Об областном этапе Всероссийского конкурса «Безопасная дорога – детям»
Программа работы онлайн-форума для педагогов «Профилактика девиантного поведения учащихся»